Киста молочной железы Печать
19 Февраля 2011

Киста молочной железы – это одиночная либо множественные патологические полости молочной железы с не воспалительным жидким содержанием образующиеся в протоках. Киста молочной железы является однозначным симптомом фиброзно-кистозной мастопатии (диффузной или узловой). Заболевание длительный период может протекать бессимптомно, однако потом проявляется жжением и болезненностью в молочной железе, обостряющимися перед и во время менструального цикла.

Прием врача маммолога в Таганроге 8 (8634) 36 46 01 www.маммолог.онлайн

Может развиться нагноение и воспаление кистозной полости. Непосредственно сама киста крайне редко перерождается в рак молочной железы, однако достаточно существенно повышает риск его развития. Киста часто возникает вместе с иными дисгормональными патологиями половой сферы. Киста образуется вследствие расширения одного из протоков молочной железы, накопления в сформированной полости секрета и формирования фиброзной капсулы.

Читайте: Внутрипротоковая папиллома молочной железы

Как правило, кисты бывают округлые, овальные и неправильной формы, а также малые кисты (от нескольких мм до 5 см) и гигантские кисты (более 5 см). Для типичной кисты характерны ровные гладкие внутренние стенки, для атипичной кисты характерны разрастания на стенках, которые выступают в полость кисты. Кисты больших размеров видоизменяют (деформируют) форму женской груди. Киста молочной железы на сегодняшний день довольно-таки распространенная патология, которая чаще всего поражает нерожавших женщин в возрасте 35-55 лет.

Как уже говорилось выше: кисты молочной железы бывают единичными и множественными. При болезни Реклю (поликистоз молочных желез) многочисленные разноразмерные кисты сливаются, чем образуют многокамерные скопления. Вследствие чего измененная кистозная ткань захватывает более половины ткани молочной железы. Как правило, капсула кисты состоит из доброкачественных клеток, однако при этом может содержать и злокачественные.

В области груди также может развиться и жировая киста, которая возникает из-за закупорки и накопления секрета сальной железы кожи, при этом она совершенно не связана с секреторной тканью молочной железы. Данное заболевание молочных желез особого беспокойства зачастую не вызывает и не перерождается в злокачественные новообразования, но при большом размере возможно воспаление.

Читайте: Маммолог в жизни женщины

Огромную роль в развитии кист молочных желез играет гормональный баланс. Чрезмерное производство эстрогенов, перекос гормонального баланса (за счет подавления выработки иных гормонов) в сторону эстрогении, прием гормональных контрацептивов (игнорируя индивидуальный гормональный статус) ведет к расстройству гормональной регуляции половой системы женщины.

Развитие кисты молочных желез часто провоцируется маститом, дисфункцией яичников (например, при СПКЯ), воспаления внутренних половых органов (перенесенные в прошлом) патологии щитовидной железы.

Симптомы

Обычно кисты небольшого размера выявляются случайно при маммографии, а до этого совсем не беспокоят пациентку. Более крупные кистозные образования способны вызывать болезненность и уплотнения молочных желез перед менструальным циклом.

Наполненные крупные кисты могут быть причиной постоянной боли, жжения, тянущих ощущений и неравномерных уплотнений в груди. Клинические проявления от фазы менструального цикла – не зависят. Гигантские кисты могут вызывать видимую деформацию молочной железы, а также изменение цвета кожи (покраснение, затем синюшность).

Читайте: Уход за бюстом

Воспаление, развившееся в кисте, характеризуется развитием лихорадки, увеличением подмышечных лимфоузлов, местной гиперемии (т. е. покраснение кожи молочной железы).

Диагностика

Обнаружить наличие кисты молочной железы можно уже при пальпации молочной железы. Диагноз подтверждается маммографией и ультразвуковым исследованием. Маммография предоставляет информацию о размерах, кисты, ее форме, количестве. УЗИ помогает подробно изучить кисту и определить характер стенок кисты.

Аспирационная биопсия, проходящая под контролем ультразвукового датчика, требуется для выявления кисты с папилломатозными пристеночными массами. Подобное исследование позволяет подробнее изучить стенки капсулы кисты.

Читайте: Маммолог

Материал, полученный при помощи тонкоигольной аспирационной биопсии, подвергается гистологическому исследованию. В случае если в аспирате выявляется большое количество эпителиальных клеток, можно говорить о развитии опухоли. Темно бурый цвет аспирата может свидетельствовать о раке молочной железы или же внутрипротоковой папилломе. Помимо этого, по характеру аспирата можно сделать вывод о наличии воспалительного процесса в кисте.

Осложнения

Сама по себе киста не несет опасности для жизни и не является причиной значительного ухудшения состояния здоровья.

Проблемы могут появиться, если к кисте присоединиться воспалительный процесс, инфекция, она начнет гноиться. Крайне редко, но все, же бывают случаи трансформации кисты в рак. Но если у женщины обнаружена фиброзно-кистозная мастопатия, риски развития рака молочных желез увеличиваются.

Лечение

В терапии кист молочных желез особо важную роль играет нормализация природного гормонального баланса пациентки.

Читайте: Диагностика в маммологии

Для того чтобы определить оптимальную тактику лечения, проводиться детальный анализ эндокринной системы, выявляются патологии половых органов и желез внутренней секреции. После того как определяются причины, спровоцировавшие гормональный дисбаланс, проводится коррекция.

Лечение самой кисты провидится при помощи прокалывания кистозной полости и аспирации жидкости (тонкоигольной пункции) с последующей за этим склеротерапией – введением в полость кисты специальных средств, которые способствуют облитерации кисты.

Этот способ эффективен для простых однокамерных кист, в которых отсутствует внутрипротоковая папиллома и признаки озлокачествления. Пункция проводиться под контролем специального ультразвукового датчика. После лечения женщина обязательно должна регулярно наблюдаться и проходить ультразвуковое исследование молочных желез для того чтобы выявить рецидив кистообразования.

Секреторная резекция проводится, если в молочной железе обнаруживаются множественные многокамерные кисты, разрастание атипичного эпителия или же рака, имевшего место в анамнезе.

Удаление кисты никаким образом не влияет на функциональность молочных желез и не препятствует дальнейшему грудному вскармливанию.