Никотин как лекарство – возможен ли такой парадокс Печать
Автор: http://www.whiteclinic.ru/
15 Марта 2018
Курение вредно для здоровья, а в некоторых случаях и для жизни! Это аксиома, которую «влаживают в голову» с раннего детства. При этом сами курильщики не отрицают факт пагубного влияния никотина и табачного дыма. Но в современной медицине все весьма относительно, и в последнее время очень часто появляются слухи о пользе никотина. Так ли это на самом деле и это очередной миф?

Что такое никотин

Никотин — психоактивное вещество в стеблях и листьях табака. Из одного высушенного табачного листа, получается, от 0,3 до 5% никотина. В махорке еще больше от 2 до 14%. Однако, мало кто знает, что никотин присутствует и в некоторых овощах, которые весьма распространенные и есть практически на каждом столе, например: картофель, баклажаны, помидоры и др. При этом они считаются совершенно безопасными. Но, учитывая то, что никотин накапливается лишь в стеблях и листьях, в тарелку вряд ли он попадет.

Читайте: Врач-венеролог.

Никотин в чистом виде представляет собой горькую жидкость, имеющую плотность аналогично воде. Взаимодействие с кислородом его быстро окисляет и получается никотиновая кислота, обладающая сосудорасширяющим действием. Поэтому ее достаточно широко применяют в медицине. Важное уточнение: никотин и никотиновая кислота — абсолютно разные соединения, но очень часто люди их попросту путают.

Запись на консультацию к врачу-онкологу в Таганроге 8 (8634) 36 46 01

Свойства никотина

После того как Колумб открыл табакокурение оно быстро вошло в моду и у мужчин и у женщин. Долгое время курение считалось безобидным и по большому счету его воспринимали как некое развлечение. Но спустя некоторое время отношение к этой привычке в различных странах было неоднозначным.

Читайте: Причина болей в молочных железах при климаксе

После первой затяжки никотину достаточно всего лишь 7 секунд чтобы с кровью достигнуть клеток головного мозга. У человека только начинающего курить, или который курит нечасто, развивается ощущение легкого опьянения и головокружения, возникает чувство своеобразной эйфории. Курильщик со стажем уже не замечает этого, а процесс курения не приносит остро выраженного удовольствия, а воспринимается как неотложная потребность для организма (это по-настоящему зависимость). После выкуренной сигареты никотин в организме находится в течение 2 часов, затем большая его часть выходит. Поэтому у заядлого курильщика возникает острая потребность в повторении уже через час, но есть люди, которые курят через каждые 20-30 минут. Среднестатистический курящий в сутки выкуривает примерно 15-20 сигарет.

Помимо табакокурения, существуют и альтернативные способы получения никотина: жевательная и нюхательная формы табака. При этом в организм доза данного вещества поступает в разы большая, чем при курении сигарет. Да, для легких и дыхательной системы в целом это хороший фактор, т.к. человек не вдыхает опасные смолы, однако такие формы табачных изделий представляют крайне высокую опасность для пищеварительной системы, ротовой полости, слизистых носоглотки.

Читайте: Причина болей в груди за 14 дней до менструации, диагностика патологии

Никотин и больные шизофренией

О вреде никотина известно многое: пагубное воздействие на сердечно-сосудистую систему, ишемическая болезнь сердца, аритмия, гипертония, рак, бронхиальная астма, заболевания легких и т.д. Во время беременности курение провоцирует риски развития аномалий и различных патологий у плода (порок сердца, диабет 2 типа и другие не менее опасные заболевания). При длительном курении развивается психическая и физическая зависимость. Этот перечень можно продолжать бесконечно. Но современная наука все чаще объявляет и о положительных аспектах применения никотина.

Ученые провели исследование и сделали сенсационное открытие. У большинства людей, которые страдают от шизофрении, данная болезнь была заложена генетически. Риск заболевания ассоциирован непосредственно с мутацией в гене CHRNA5. Безусловно, не все люди с подобной генетикой однозначно заболеют, просто они в группе риска, т.к. у них высокая вероятность этого заболевания. Исследователи отметили, что большинство из них курят.

Читайте: Самые важные проверки и тесты для женщин

В ходе дальнейших испытаний ученые доказали положительный эффект никотина непосредственно на течение шизофрении. Никотин обладает свойством снижать активность определенных участков головного мозга. Эти исследования были проведены на лабораторных мышах, в итоге выводы полностью подтвердились. Сегодня ученые медики озадачены вопросом, как создать медикаменты, которое бы действовали аналогично никотину, но при этом не формировали бы зависимость в отличие от поступления в организм никотина посредством курения. Согласно утверждениям ученых: лекарство как минимум должно воздействовать опосредованно на никотиновые рецепторы в головном мозге.

Никотин и эпилепсия

Эпилепсия — распространенное неврологическое заболевание. В настоящее время спектр противоэпилептических препаратов достаточно широк. Регулярный прием таких медикаментов позволяет эпилептикам жить практически обычной жизнью с незначительными ограничениями. В некоторых литературных трудах медиков можно встретить клинические случаи, описывающие больных эпилепсией, у которых курение приводит к стабилизации состояния. Попытки бросить эту привычку приводят к ухудшению их состояния, несмотря на эффективность медикаментов. Стоит отметить, что в этом случае речь идет не о тех людях, у которых данное заболевание обусловлено генетически, а о тех, кто страдает аутосомно-доминантной ночной лобно-долевой эпилепсией. Эта болезнь развивается вследствие мутации хотя бы одного из восьми определенных генов. И как показали разные исследования – именно для них никотин является «положительным» веществом, способным стабилизировать их состояние.

Читайте: Как не допустить РАК! 8 реальных способов избежать онкологии

Пример описанный лечащим врачом одной пациентки. Девушка с раннего детства страдала припадками, ее умственное и физическое развитие было максимально снижено, несмотря на то, что она получала достаточно сильнодействующие препараты. С 13 лет она начала курить и дошло до того, что в день она выкуривала по 15-17 сигарет. Спустя некоторое время врач обратил внимание, что количество припадков снизилось в разы (2-4 раза в год), причем они стали менее тяжелыми. При этом фармакотерапия не менялась. В 29 лет эта женщина решила бросить курить, в результате приступы стали ежедневными. Врач порекомендовал ей никотиновые пластыри, и на удивление ее состояние снова стабилизировалось до полной ремиссии. Это не единичный случай.

Какие еще заболевания можно лечить никотином

В настоящее время ученые медики всерьез озабочены синтезированием препарата, аналогичного никотину без развития зависимости. Например, уже сегодня довольно-таки широко в медицинских целях используются никотиновые пластыри и таблетки. Применяются они в качестве компонента комплексной терапии при лечении гиперактивности, болезней Паркинсона и Альцгеймера. Также есть работы, показывающие приличные результаты в терапии туберкулеза и герпетической инфекции. Кроме того, никотин обладает обезболивающим эффектом.

Читайте: Как бороться с депрессией без антидепрессантов

Курение сигарет — не просто ингаляционный способ для введения никотина в организм. Как правило, вместе с ним в организм человека попадают и другие вещества, обладающие канцерогенным свойством и являющиеся настоящими ядами (диоксид углерода, бензол, синильная кислота, формальдегид, различные смолы). Поэтому о безупречном терапевтическом воздействии табачных сигарет говорить не приходится! Если вас беспокоит какое-либо из вышеперечисленных заболеваний – не стоит «окунаться в омут с головой» начиная выкуривать по пачке сигарет в день. В первую очередь табакокурение – это безусловный вред! Более того, любое лечение, профилактика должны осуществляться по назначению и под контролем врача, вне всяких обсуждений!

Материал подготовила Наталья КОВАЛЕНКО. Иллюстрации с сайта: © 2017 Thinkstock.