Трещины сосков Печать
20 Января 2011
Трещины – определенный дефект или, по-другому, повреждение целостности кожи. На соске этот дефект сопровождается острой болезненностью с ее дальнейшим распространением в область лопатки уже при кормлении малыша. Этот процесс может иметь осложнение в виде инфицирования ранок, мастита и даже развития кандидоза на поврежденной области молочной железы. Если эту проблему оставить без внимания, появляется опасность заражения малыша во время кормления.

Прием врача маммолога в Таганроге 8 (8634) 36 46 01 www.маммолог.онлайн

Помимо нарушения техники вскармливания, возникновению трещин на сосках могут способствовать гиповитаминозы, общее недомогание. Достаточно часто трещины на сосках возникают у женщин, которые от природы обладают втянутыми недоразвитыми сосками, чувствительной легкоранимой кожей, ослабленной нервно-мышечной системой. Легковозбудимый младенец может легко повредить сосок при кормлении, так же возникновению и развитию трещин может содействовать недостаточная гигиена сосков.

Читайте: Почему аборт вызывает опухоли груди

Основные причины появления

• Как результат неправильного или неумелого прикладывания ребенка к груди: малыш во время всасывания может повредить кожные покровы матери, если находится в неудобном или неправильном положении.
  • Недостаточный захват малышом груди матери при вскармливании.
  • Гиповитаминоз – витаминная недостаточность.
  • Неправильный способ отнятия ребенка от груди мамы: мать вытягивает у младенца сосок, а он, в свою очередь, предпринимает все попытки его удержать - сжимает челюсти и раздражает кожный покров.
  • Частая периодичность в мытье сосков. При такой «усиленной» гигиене смывается естественная смазка соска. Она выделяется с помощью специальных желез в коже ареолы. Если ее постоянно смывать, соски, таким образом, утратят свой природный защитный механизм.
  • Смазывание трещин зеленкой. Эта устаревшая рекомендация только усугубит раздражение кожи. Зеленка может спровоцировать и появление дополнительных повреждений, а так же осложнить состояние уже имеющихся.
  • Молочница.

Правильное грудное вскармливание:

Чтобы не было проблем с молочной железой и сосками, важно при кормлении держать малыша в правильном положении: удерживать младенца надо животиком к матери, положение его тела должно быть как можно ближе к материнской груди. Головку малыша необходимо поддерживать.

Читайте: Внутрипротоковая папиллома молочной железы

Врачи не рекомендуют кормящим мамам беспрерывно носить прокладки для груди. Будучи мокрыми, они сразу превращаются в очень благоприятную среду для размножения бактерий, а так же являются дополнительным источником раздражения для соска.

Симптомы

После появления трещины, может повредиться и подкожная капиллярная сеть. Сама трещина начинает кровоточить. Таки образом, может произойти проникновение инфекции, которая, в свою очередь, станет причиной воспаления сосков. Если не начать лечение, может развиться мастит.

Осложнения

Трещины сосков осложняются добавлением инфекции, с развитием воспаления груди (мастит молочной железы) вплоть до развития гноеродного очага. Инфекция способна передаваться от матери к ребенку. При малейшем подозрении на инфицирование сосков (т. е. покраснение, отечность, высокая температуры в области воспаления, повышение общей температуры тела) – в срочном порядке необходимо прекратит кормление грудью, а вскармливать ребенка исключительно прошедшим тщательнейшую пастеризацию сцеженным грудным молоком.

Лечение

Для начала нужно определить и устранить основную причину появления трещины. Затем перейти к средствам и методикам, которые смогут обеспечить быстрое заживление поврежденных кожных покровов. Важно предотвратить и инфицирование сосков.

При незначительном повреждении соска, смажьте ареолу и сам сосок выдавленным молоком. Нужно дождаться полного высыхания. Помогает и воздействие солнечного света и воздуха, поэтому стоит на небольшой отрезок времени оставить грудь открытой.

Читайте: Почему из груди может идти кровь?

Витамин Е! Масло из облепихи способствует ускорению регенерации ткани. Маслом необходимо смазать поврежденную часть кожи и оставить высохнуть(5-10 мин). Смывать это средство – не надо.

Не стоит забывать и о заживляющих мазях и кремах: Д-пантенол, ланолин, бепантен, что с розовой полоской. Крем нанести на сосок в малом количестве. Его тоже нужно оставить до полного высыхания, смывать – не надо.

Если трещины – глубокие, их быстрому заживлению поспособствуют актовегиловые или селкосериловые гели. Они способны вкладываться в рану. В связи с этим, заживление происходит гораздо быстрее.

Профилактика

Основа профилактики трещин - правильное прикладывание младенца к материнской груди.

Во время беременности:

• Необходимо соблюдение гигиены. Она должна способствовать сохранению эластичности, нормальной влажности и защитного свойства кожи сосков. Мойте грудь ежедневно и проводите массаж сосков, смазывая эту область косметическим маслом.
  • Рекомендуется проводить растирание сосков грубой тканью. Это снижает чувствительность кожи.
  • Принимайте контрастные ванны. Это тренирует мышечный сократительный аппарат.

После рождения ребенка:

• Перед кормлением каждый раз нужно мыть грудь теплой водой, причем без мыла. После, протрите аккуратно грудь насухо с помощью чистой марли или полотенца.
  • Противопоказано для обеззараживания кожи использовать спиртовые растворы. Они высушивают кожу и снимают защитную пленку, которую обеспечивает естественная смазка.
  • Обмывайте каждый сосок слабым раствором соды - хватит всего одной чайной ложки.
  • Пользуйтесь для смягчения кожи сосков специальными мазями и кремами на основе ланолина. Смазывать лучше после кормления для того, чтобы мазь успела впитаться.
  • Обязательно используйте мягкие прокладки. Прикладывать их нужно между сосками и лифчиком. Помните, что их необходимо почаще менять, чтобы не «разводить» в этой области бактерии.

Материал подготовила Наталья КОВАЛЕНКО. Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.